Что делать, если налоговая отказалась регистрировать налоговую накладную?
15.07.2014
Срок, установленный законодательством, на регистрацию налоговой накладной — 15 календарных дней, с даты возникновения налоговых обязательств.
Порядком ведения Единого реестра налоговых накладных (утв. постановлением КМУ от 29.12.2010 г. N 1246) установлено три основания для отказа в регистрации налоговой накладной или корректировки:
1. наличие ошибок;
2. отсутствие в Реестре информации, которая содержится в корректируемой налоговой накладной;
3. факт регистрации налоговой накладной или расчета корректировки с идентичными реквизитами.
Как показывает практика, налоговые органы, во время принятия решения о регистрации НН не всегда придерживается этого списка.
Если права налогоплательщика были нарушены, стоит воспользоваться доступными средствами:
1. Звонок с изложением ситуации на телефон линии поддержки «Пульс» (044) 284-00-07. Бухгалтера, столкнувшиеся с подобными проблемами, нередко и оперативно их решают связавший с горячей линией.
2. Если причиной отказа в регистрации НН является отсутствие налогоплательщика по зарегистрированному адресу, то такому плательщику необходимо:
a. проверить, не внесена ли в ЕГР (http://irc.gov.ua/ua/Poshuk-v-YeDR.html) запись об отсутствии юридического лица по местонахождению;
b. проверить входящую корреспонденцию – от государственного регистратора могло прийти уведомление о необходимости подтверждения адреса плательщика;
c. узнать у регистратора, не поступало ли ему уведомление об отсутствии юридического лица по местонахождению (форма 18-ОПП);
d. при необходимости – подать государственному регистратору регистрационную карточку о подтверждении информации о юридическом лице (форма 6);
e. заказать у регистратора расширенную выдержку (извлечение) из Единого Государственного Реестра с указанием местонахождения плательщика и статус сведений о нем. Если в извлечении местонахождение будет подтверждено, то его желательно направить с сопроводительным письмом в налоговые органы по местонахождению налогоплательщика.
3. У покупателя есть право включить сумму уплаченного в цене товара (работы, услуги) НДС в налоговый кредит за отчетный период (абз. 11 п. 201.10 ст. 201 НКУ). Вместе с этим покупателю необходимо подать заявление с жалобой на контрагента в связи с отказом последнего предоставить надлежащим образом составленную налоговую накладную.
К заявлению приобщаются расчетные документы, подтверждающие факт уплаты налога в цене товара (работы, услуги), или копии первичных документов, подтверждающие факт получения товара (работ, услуг).
Жалоба на поставщика может послужить причиной документальной внеплановой выездной проверки поставщика с целью выяснения достоверности и полноты начисления им налоговых обязательств по данной хозяйственной операции. Проверка будет касаться непосредственно тех операций, по которым не удалось зарегистрировать налоговые накладные, и не будет касаться иных хозяйственных операций поставщика.
4. Одним из решений проблемы может стать судебное разбирательство. Помните, что это процесс может отнять много времени, а при обжаловании судебных решений в Высшем административном суде Украины (ВАСУ) еще дольше. Правда, иногда это – единственный выход.
В информационном письме ВАСУ от 24.10.13 г. N 1486/12/13-13 по вопросу отказа регистрации налоговой накладной разъясняет:
1. основанием для отказа в регистрации накладных может быть только оформление накладных или расчетов корректировки с нарушением требований пункта 201.1 статьи 201 и пункта 192.1 статьи 192 НК. В случае отказа в регистрации налогоплательщик должен быть уведомлен посредством направления ему квитанции в электронном виде в текстовом формате о непринятии с указанием причин такого неприятия. Если же такая квитанция в течение дня не поступила, то налоговая накладная считается зарегистрированной;
2. правоотношения относительно регистрации налоговых накладных в Едином реестре, в том числе относительно безосновательного непринятия налоговых накладных для их регистрации, является предметом рассмотрения в административных судах (налогоплательщик-продавец может обратиться в административный суд с соответствующим иском для защиты своих интересов);
3. квитанция о принятии или же непринятии налоговой накладной не может быть предметом обжалования, т.к. она сама по себе не является решением субъекта властных полномочий, а является лишь техническим способом информирования налогоплательщика о регистрации или нерегистрации налоговой накладной в Едином реестре;
4. предмет спора в данной категории дел — правомерность поведения субъекта властных отношений относительно непринятия налоговой накладной для регистрации. Иначе говоря, обжаловать следует действия налогового органа и в исковых требованиях просить признать неправомерным непринятие налоговой накладной для регистрации.
Источник: Адвокатская компания «СЕАРТ»